Вопрос: Хотелось бы узнать, как в данный момент исполняется в братстве принцип автономности. Потому что видны явные нарушения этого принципа. Окружающая нас действительность, влияет и на церковь. Например, управление в государстве, в государственной церкви. И постепенно это проникает и в наши церкви. Постмодернизм, секуляризм, богословское образование, миссиология — всё это в какой то мере вносит свою лепту в разрушение этого принципа. Вся же проблема, если я правильно понимаю, происходит из за неправильного управления. Когда епископ скорее всего неправильно понимает свои полномочия. И на самом деле уже трудно в церкви увидеть нормальную конгрегацию, где может работать принцип автономии. В связи с этим, вопрос, в чем ценность автономии? И если можно ваш прогноз, сохраним ли мы этот принцип?
Ответ: Мир вам благословенный брат Михаил. В общем смысле, автономия (от греческого autonomía — независимость), право самостоятельного управления. Такое юридическое определение не достаточно, чтобы объяснить суть управления церковью. Вы не избежали совмещения двух понятий в одном предложении. Братство и автономность. Сочетание двух этих определений говорит о непростом характере, как внутрицерковных, так и межцерковных отношений. Братство, это ведь подобие семьи. И Церковь подобна семье. И Объединение церквей, каким является областное или республиканское объединение есть семья. Мы обращаемся друг ко другу не иначе, как брат, сестра. Тот же самый принцип распространяется на Российский Союз Евангельских Христиан Баптистов. Семья. Братство.
1. О влиянии мира на церковь.
Расхожий штамп. Вселенский плач. Младенцы особенно активны в этом плаче. Мама отошла, и рёв на всю вселенную. Замечу, что несколько лет спустя, подросшие младенцы стыдливо отталкивают маму, прячутся от неё, желая избежать излишней опеки. (автономны) Чтобы не назвали маменькин сынок. Наступает период взросления. Период принятия самостоятельных решений. И если родительская опека была излишней, младенчество остаётся на всю жизнь. Зрелые христиане имеют виденье Господа, знают Его, напоены Святым Духом. Такие зрелые христиане всматриваются в мир не в страхе быть поражёнными, но в намерении жить по принципам Царства Божьего. Такие воины Христа влияют на мир. Достаточно вспомнить Мартина Лютера Кинга. Он отдал свою жизнь, за равенство во Христе. Сегодня это история. В Америке чёрный Президент. Не мир повлиял на церковь. Но церковь изменила мир. И так было всегда. Рабство в России также было упразднено, благодаря просветительской силе Евангелия. Атеистическая империя зла, Советский Союз, исчез в волнах истории, а церковь Божья стоит.
Если смотреть на мир глазами «премудрого пескаря», тогда да, со всех сторон опасность и шансов нет никаких. Но если глазами Христа, с Его властью слова и Духа Святого, с правом данным Главнокомандующим Церкви «наступать на всю вражью силу» – тогда мир выглядит как жалкая толпа, бессмысленно суетящаяся в пространстве. Этой толпе надо указать дорогу. Нужно громко возглашать Евангелие. Нужно не стыдясь «несовременности» церкви развенчивать ложных кумиров гибнущего мира. Боязнь влияния мира на Церковь это нонсенс. Это признание своего поражения. Выкиньте такие слова из вашего лексикона. Церковь Бога Живого есть столп и утверждение ИСТИНЫ! И знайте. Мир боится Церковь Бога Живого.
2. Миссия церкви в мире.
Христос поручил Церкви проповедовать миру Евангелие Царства! Евангелие, живое Слово Божье силой Духа Святого возрождает людей. Церковь создаётся и действует в мире, в сложившихся культурных общественных, экономических и политических отношениях. Церковь состоит из людей именно той культурной формации, в которой проповедуется Евангелие. Важно правильно понимать сущность Церкви и её задачи в этом секулярном мире. Зная положение вещей, зная свои задачи, церковь не разменивается на чепуху. Церковь утверждает царство Божье. При этом влияет очень заметно, эффективно. В настоящее время никто даже не задумывается над словами «христианская культура» или «христианская цивилизация». В этих словах, однако, глубочайший смысл и признание определяющего влияния христианства на развитие цивилизации.
В становление христианской культуры огромную роль сыграла философия. Любовь к мудрости. Прочтите Библию. Вы обнаружите, что именно в ней сокрыта мудрость. Источник мудрости Бог. Лукавый увлёк некоторых идеей, что философия хороша и без Бога. Присмотритесь. Все, кто попытался создать стройную систему мировоззрения без Бога, уже на свалке истории. Когда христиане отвергают любовь к мудрости, они отвергают источник мудрости.
Образование, и светское и христианское есть техника, с помощью которой, мудрость передаётся от поколения к поколению. Христос призывает нас учиться. Писание зовёт нас к образованию. Восстановление образа Божьего, вот что есть образование. Христианство во всех культурах было носителем образования. Все христианские миссии утверждали Евангелие, начиная с образования. Так было и на земле наших предков. Кирилл и Мефодий, миссионеры просветители создали кириллицу, и принесли слово Божье нашим праотцам.
Нередко просветители заканчивали свою миссию на кострах. Но даже и костры давали и дают свет во тьму. Следует помнить, что и ныне, мы, т.е. христианство в целом, и поместная церковь в частности, ещё далеко не достигли совершенства ни в познании Бога, ни тем более в исполнении Его воли. Нам нужно дорожить теми, кому Бог дал неординарное мышление, и кто может видеть и выражать откровение Божье наиболее полно и содержательно.
Именно люди с неординарным мышлением создали кухонные комбайны, автомобили, самолёты и поезда, средства связи, медицинские препараты, компьютеры и многое другое архиважное и полезное в нашей жизни. Всё это есть продукт благословения Божьего
Бог вечен и неизменен. Человеческие познания неглубоки, и изменения в них естественны. Это процесс вовсе не пагубный, но позитивный. Ведь мы люди, возвращаемся в образ и подобие Божье. Возрастаем от смерти в жизнь.
3. Ценность автономности.
Ценность автономии церкви в том, что каждая поместная община подотчётна только Богу.
Каждая поместная церковь обладает полным набором даров Духа Святого. Каждая такая церковь обладает способностью толковать Священное Писание, и руководствоваться им в своей повседневной практике. Церковь обладает правом в мире выступать как Церковь Бога Живого, столб и утверждение истины. Автономная поместная церковь обязана совершать своё служение соответственно Писанию, служа другим общинам, созидая братство в единстве и любви. Это значит, что для успеха поместной общины находящейся в нужде, такая автономная церковь пожертвует лучшим служителем, пожертвует финансы, будет опекать её, молитвенно поддерживая во имя славы Божьей. Автономная Божья церковь, вооружённая Словом Божьим будет защищать гонимых единоверцев, чего бы это ни стоило.
Это значит, что на земле нет такой силы, которая была бы способна церковь Божью увести со святого пути в обольщение. «Врата ада не одолеют её» — это обетование правомочно по отношению к каждой поместной автономной церкви.
Евангельская церковь имеет своим основанием Иисуса Христа, в котором каждый член церкви есть храм Духа Святого. Каждый сам за себя отвечает пред Господом. Каждый член церкви есть Божий сосуд, человек Божий, приготовленный ко всякому доброму делу. Все разговоры о диктате или о влиянии секулярного мира на церковь, есть пустая болтовня, которую провоцируют бездельники от евангелия. Такое нытьё с головой выдаёт людей потребительского склада характера, с поражённой волей. Их вера есть ожидание манны с неба. Их стоны есть ложное выражение борьбы за святость. Рождены ли они свыше — большой вопрос. Это подобие десяти соглядатаев, вернувшихся из разведки, сражённых страхом от увиденного. Результат – сорок лет блуждания по пустыне. Напомню таковым слова Святого Писания.
«Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:
Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; вы же — Христовы, а Христос – Божий». 1Кор.3:21-23.
Могу сказать уверено, это мои личные наблюдения, что за последние тридцать лет тенденции в служении в братстве имели ярко выраженный вектор в утверждении автономности церкви.
Практически стопроцентно, церкви самостоятельно избирают свои органы управления, пресвитера, диаконов. Самостоятельно разрабатывают свои программы, решают вопросы образования, социального служения.
Я не знаю примера, когда бы в церкви принимались решения под давлением извне. Надо заметить, что пасторский совет, добрый, братский, не является давлением. Апостол Павел даже выражает сожаление, что в братстве мало отцов. Мало таких духовных авторитетов, которые бы влияли на молодых христиан.
«Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». 1Кор.4:14,15. Не много, однако, есть и отцы. Слава Богу. Свидетельство тому, обращения церквей в Объединения с просьбой о помощи. Нужда бывает самая разнообразная. В том числе и нужда в служителях. Это совершенно нормально. Так было в апостольском периоде. Павел, апостол Иисуса Христа, не стыдился пойти к братьям и сверить своё благовестие.
«Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался». Гал.2:2.
Так есть сегодня, и так будет завтра. Ведь братство, предполагает взаимопомощь.
4. Епископ, как символ автономности церкви.
- Библейская природа епископа.
Долгие годы в нашей практике не употребляли слово епископ, и сформировалось устойчивое представление о том, что епископ это нечто чуждое, неевангельское. Однако стоит напомнить, что каждый действующий пресвитер в церкви есть епископ. Пресвитер, как старейшина, старший по возрасту, достойный уважения, в общине призван и признан, не всегда избран и поставлен в особое служение. Когда такого старейшину, мудрого, изберут пресвитером, т.е. официальным старшим среди равных, ему вменят обязанности епископа. Это значит, что он получает права и даже обязанности наблюдать за стадом-общиной, питая каждого члена церкви, оберегая каждого члена церкви, и обязан всю церковь защищать и стадо умножать. И церковь, т.е. все члены церкви должны признавать его как Божьего служителя. «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих». 1Кор.4:1. Разуметь, значит признавать, уважать, оказывать сугубую честь.
- Епископ утверждает служителей для церкви.
Так, как это делали апостолы, как об этом написано в святом Евангелии.
«Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в которого уверовали».
Деян.14:21-23.
Так происходит и сегодня в церквах РС ЕХБ. Епископ или епископы поставленные Богом, благословили миссионеров благовестников, и Бог созидает через них новые общины. Наступает момент, когда в таких общинах созревает необходимость формирования самостоятельного (автономного) служения. Вот тогда по единодушному решению общины, избирается (поставляется Богом) пресвитер, которого Бог утверждает в служение через рукоположение действующим епископом. Нарушается ли при этом автономность Церкви? Вовсе нет. Обладая автономностью, Церковь следуя учению апостолов, призывает признанных, Богом поставленных епископов, дабы рукоположить, посвятить служителя поместной церкви. Прекрасная иллюстрация братства, состоящего из автономных церквей.
Иногда обстановка требует и иного подхода к поставлению пресвитеров.
Такое поручение святой апостол Павел давал своем ученику Титу.
«Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал». Тит.1:5.
Кстати данный текст, даёт основание для такого волюнтаристского поставления пресвитеров, и при этом не нарушает принципа автономности церкви.
- Важность епископа в деле единства.
Межцерковное единство есть дело Святого Духа. Объединение автономных церквей в масштабах области или республики, не может развиваться без наделения полномочиями наиболее уважаемых епископов поместных церквей. Здесь личность служителя имеет огромное значение. Такой служитель вовсе не хозяин церквей Объединения, но служитель Божий для всех. От него зависит и атмосфера в межцерковной среде и успех в деле благовестия. Именно он ответственный за сохранение единства в учении. На него возлагается ответственность
за эффективное использование потенциала всех в деле благовестия. Кроме того, в круг ответственности епископа Объединения входят и социальные вопросы. Забота о сиротах и вдовах. Поддержка святых в нужде. Поддержка гонимых. Посещение братьев в тюрьмах, больницах. Вопросы эффективного использования талантливых благовестников учителей. Совместное решение конфликтных вопросов. Так поступали апостолы. Свидетельство тому, книга Деяния Апостолов и пастырские послания.
- Опасность уклонения в авторитаризм.
Везде, где коллегиальный орган управления избирает координатора, представителя, существует опасность узурпации власти
Когда вы говорите о нарушениях принципов автономности церкви в братстве, вы на самом деле говорите о неизбежных проявлениях человеческого характера. Так бывало и в апостольских церквах. Например, не принимали апостола Иоанна.
«Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви». 3Иоан.1:9,10.
Иоанн, святой апостол, апостол любви, оказался лишним для любящего первенствовать Диотрефа. Никакой принцип устава не нарушен. Нарушен принцип любви!
Не принимали в Коринфе и апостола Павла, выражая сомнения в его апостольстве. И также в нарушение принципа любви! Такое неприятие дало основание и Иоанну, и Павлу написать о любви такие песни, что дух захватывает.
Замечу, что приведённые примеры показывают пренебрежение к апостолам, служителями поместных церквей. И сегодня дело обстоит именно так. Вся полнота власти принадлежит церкви. Когда же поместная церковь уклоняется от ответственности, фактически слагая с себя полномочия, неизбежно приходит епископ со стороны. Баланс поддерживается там, где на деле признаётся главенство Иисуса Христа, и вся церковь служит Ему.
5. Общие соображения на закуску.
Алмазы рождаются при давлении в несколько тысяч атмосфер и температуре, более тысячи градусов Цельсия. Но и алмазам, чтобы стать бриллиантами, нужно пройти огранку, дабы всю красоту освободить от искажений, примесей, и выявить всю красоту света, сияющего в гранях бриллианта. Чем больше граней, известные случаи огранки до ста двух граней, тем более ценится бриллиант. Самые лучшие, стали украшением корон императоров. Давление врагов церкви, жар костров, сжигающих носителей истины создавали во все времена алмазы для святого Небесного Царства. Бог формирует из своих учеников людей для вечного Царства. Бриллианты безупречно сияющих душ украшают Царство Небесное.
Принимайте как благословение Божье, трудности сопротивление века сего, и преодолевайте их усилием воли. «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха». Евр.12:4.
Главная ценность принципа автономности церкви есть признание факта, что никакие церковные структуры не имеют ценности в глазах Бога. Тем более никакие межцерковные структуры не имеют ценности в Его глазах. Они все искусственны. Они все временны. Они менялись и будут меняться ещё.
Их необходимость, продиктована пребыванием церкви на земле. Они нужны до тех пор, пока способствуют росту в вере каждого члена, и содействуют исполнению великого поручения Христа. Больше никаких задач нет у этих земных структур.
Небесная церковь едина. Её Глава Христос. В ней царствует Дух Святой. Конституция Церкви есть Слово Божье. Место постоянного пребывания Небесный Иерусалим.
Вся возня вокруг межцерковных структур есть свидетельство того, что людям нечем заниматься, а благовествовать они не хотят. Тогда им мешает культура, секуляризм, епископ, и христианское образование. Ну и конечно самое большое препятствие — недостаточная автономия.
Даже в общинах евангельских христиан баптистов, где собраны самые свободные, самые продвинутые люди, где глава церкви Иисус Христос, тем не менее, мы наблюдаем проявления Диотрефства. Диотрефы растут там, где им позволяет расти равнодушие «особо духовных людей». «Моя хата с краю, я ничего не знаю» — так рассуждающие, выстилают дорогу Диотрефам. Мы нередко прячемся за спину Диотрефа. «Он ничего не позволяет». «Он всё взял на себя». « Кто ему дал»? Если Христос дал тебе мандат благовестника, никто не вправе ограничивать или останавливать в служении. Диотрефы остаются сами с собой, как только со словом Божьим в руках христиане исполняют повеления своего Господина не взирая на лица.
Могу сказать совершенно определённо, что общая тенденция развития поместных общин ЕХБ чётко выражена в абсолютном доверии и послушании Слову Божьему. Главенство Слова Божьего есть лучшая защита от проявления диктатуры человека, каким бы откровением он не обладал, каким бы обаянием он не увлекал. Попытки отвратить человека, от послушания Христу в церквах братства евангельских христиан баптистов обречены.
Вторичны все структуры. Автономность без любви мусор. Без любви даже необыкновенные дары мусор. Епископат без любви медь звенящая. Но любовь не даётся нам по протокольному решению, даже и автономной церкви. Любовь дана нам в Иисусе Христе, и каждый из нас, лично, своими усилиями, при содействии Духа святого постигает, обязан постигать сущность совершеннейшего дара, сущность любви!
Вот завещание святого апостола Петра.
«Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца». 1Пет.1:22.
Особо понравилось: «Если Христос дал тебе мандат благовестника, никто не вправе ограничивать или останавливать в служении. Диотрефы остаются сами с собой, как только со словом Божьим в руках христиане исполняют повеления своего Господина не взирая на лица.»
Да временны структуры, да мы вынуждены находиться в определенном обществе и культуре, но все равно, нам многим надо каяться, что любим мы и поддерживаем человеческие структуры.
При всем уважении, Юрий Кириллович, в Библии нет братств церквей — ни территориальных, ни тем более объединенных по вероучению. Областные епископы и старшие пресвитеры — тоже фигуры не библейские. Я не за букву, а за дух — просто ясно вижу в этом инструменты разделения Церкви Христовой. Координация братской взаимопомощи (которая суть христианской любви и благовестия) и обличение неверных должна быть названа другими именами. Все должно быть по Слову.
Мир вам благословенный брат Сергей. Я ни разу не употребил Старший пресвитер. Каковы ваши предложения?
Мир Вам, дорогой брат Юрий Кириллович.
Но в РС ЕХБ старшие пресвитеры есть.
Предложение — собрать братьев-пресвитеров, можно и в Интернете, принять, если есть такое понимание и будет согласие, что это не по Слову. Начать молиться. Потом Господь укажет.
Если нет понимания и согласия, начать молиться тем, у кого оно есть. В любом случае все не в наших руках, Христос — глава Церкви.
Мысли: как вариант — координаторами всего чего хочешь можно на год назначать пресвитеров крепких церквей. Можно изучить практику тех, кто уже давно в реальной автономии и за рубежом и у нас.
Но в Евангелии нет интернета. Христос дал власть Церкви. Главное чтобы новые имена не противоречащим Писанию. Дух животворящий! Это сила!
Там нет и телефонов и машин с самолетами 🙂 Пешком апостолы ходили.
Я уже молюсь, отдаю это бремя Господу, потому что братья-баптисты всегда в моем сердце.
Шалом! Отличная статья — проповедь, Юрий Кириллович!
Хочу задать Вам практический вопросы:
для поместной церкви ЕХБ, например, в 1000 членов какое бы соотношение епископов, пресвитеров, пасторов, дьяконов Вы бы порекомендовали из своего опыта служения?
Как бы обозначили основные направления каждого из служений, в кратце?
Я считаю, что если бы церкви ЕХБ победили бы диотрефство, авторитаризм, воздвигание или закрепление всеми различными способами на пресвитерском «престоле» человека греха (серьезного, например, блуда или лжи из системных нарушений Устава поместной церкви), то такие церкви начали бы активно возрастать как духовно, так и количественно, и задачи миссионерства решались бы значительно успешнее…
А то иногда приводишь на Богослужение православного или невоцерковленного человека, он послушает очень красноречивого пресвитера и говорит: «Ирина! Я — физиономист. Этот человек сам не соблюдает то, что проповедует. И я вижу это по его лисьему лицу и бегающим глазам, по тому как он восхваляет женщину, взятую в прелюбодеянии, без упоминания вразумляющих заключительных слов Иисуса : «Иди и впредь не греши!» Я в такую церковь не пойду, да и тебе советую подумать…»
Ира, я тебе, конечно, очень сочувствую, что начальствующие пресвитеры такие оказались, но без Божьей воли ничего не бывает. Вот как раз в этой статье Юрий Кириллович отлично отметил, что мы сами виноваты, что такие Диотрефы воцаряются — с одной стороны, а с другой — что мы можем служить Господу и благовествовать не глядя ни на кого.
Сергей! А как вы относитесь к библейскому званию апостол?
Только те первые, которых лично послал Христос, плюс один по жребию. Как и властные пророки Ветхого Завета, они теперь в истории Церкви. Павел получил апостольство посредством чуда, сравнимого с явлениями Христа до вознесения и чудом Пятидесятницы.
Ирина. У Моисея на сто человек было 13 управленцев. Церковь должна определить свою цель. И все служения свои подчинить достижению этой цели. Все служения должны возглавить старейшины, призванные Богом, наделенные дарами Духа Святого для совершения служения.
Брат Сергей. Почему вы считаете, что апостолы, библейское звание, относится только непосредственно к двенадцати?
Потому, Юрий Кириллович, что в каноне Нового Завета число пресвитеров, епископов и дьяконов возрастает потихоньку по церквам, а новых апостолов больше не появилось.
Спасибо, благословенные в Господе, братья во Христе, Юрий Кириллович и Сережа, за Ваше понимание, поддержку, за Ваши ответы — советы.
Я бы на свои вопросы в этом посте ответила бы так:
в крупной поместной церкви Христовой в соответствии с Новым Заветом, как я это понимаю, должен быть один епископ (надзиратель за всем), два — три пресвитера (управленца по направлениям :административное, богословское, хозяйственное), а по направлениям служений (евангелизационное, молодежное, музыкальное, образовательное, миссионерское, служение малых групп, служение ответов на письма членов церкви и интересующихся мирян и т.д.) — пастора, и для всех, в основном у пресвитеров, в качестве помощников — служащих дьякона…
Пасторов в НЗ нет, дьяконы — не помощники пресвитеров — вспомни славных Стефана и Филиппа, когда еще и пресвитеров-то не было, у них просто другое служение. Мне кажется, что нужен только совет пресвитеров, где в роли епископа будет один из них, выбираемый ими же на определенное время — типа председателя совета. И, само-собой, общее собрание, которое высший орган.
Сережа! А где в Новом Завете такая структура как совет пресвитеров и мысль о том, что епископ = пресвитер?
Ну да, если уже нет Апостолов и пророков, то нет и Евангелистов, и пастырей, по логике «вырезания» истины Божьей Еф.4:11.
Чего уж одних Апостолов и пророков «вырезать»? Если уж «вырезать», то с широким размахом 🙂
Библейскими прообразами совета пресвитеров я вижу самих апостолов после пятидесятницы, например как они избрали диаконов и представили всему собранию. Потом иерусалимская община часто описывается в лице группы апостолов и пресвитеров. Группа пресвитеров провожает Павла.
Там, где апостолы, евангелисты, пророки, пастыри и учителя, нет пресвитеров, епископов и диаконов. Там дары для миссии в тела Церкви, только апостолы немного выбиваются, на первый взгляд, но это слово с двойным смыслом — и миссия как апостольство Павла язычникам и статус как у двенацати и того же Павла. Пресвитер и пр. это статус и ответственное служение, с конкретным даром уже не связанное. Пресвитеры могут быть учителями и пастырями сейчас, но не обладать этими дарами, и не иметь особой эффективности в этом труде. Ньюансы практики служения в первой церкви пресвитера и епископа как-то попадались мне в одном исследовании, но уже не помню как называется, думаю для начала достаточно перевода этих слов.
Сережа! Я не понимаю в духовных вопросах рассуждения, не аргументированные истинами Слова Божьего, и еще раз советую с любовью и уважением относится к Богодухновенным словам Апостола Павла: «И Он (Христос) поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями». (Еф.4:11)
О начальниках (епископах и пресвитерах) сказано в Римлянах 12:8.
Кстати, даже всеми нами уважаемому пастору — богослову Джону Мак Артуру звания епископа и пресвитера не по душе, и он предпочитает называться пастором.
При всем уважении здесь я с Джоном не согласен 🙂
Ира, я сократил, имея ввиду, что в том отрывке Писания, где говорится об одном, не говорится о другом.
А вот что я сейчас заметил, это интересно: по тексту Нового Завета понятие епископ более узкое, чем пресвитер. Получается, что епископ ближе к современному пастору.
О епископах говорится в 3х местах всего: Фил.1:1 (из него мне видно, что это слово означает то же самое, что и пресвитер), 1Тим.3:2 и Тит.1:7. Так вот, в этих двух отрывках сказано: «должен быть…учителен» и «держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать». Тогда как пресвитер может и не трудиться в слове по смыслу отрывка 1Тим.5:17 «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.»
А вот один брат хорошо объясняет в чем разница между пастырем и учителем:
«Функция учителя – обучение и наставление. В большей степени в учении преобладает теоретическая часть. До людей доносится определенная информация в той форме, в которой человек способен ее усвоить.
Задача пастыря шире. Пастырь, конечно же, является и учителем (не всегда учитель является пастырем, но вот пастырь учителем должен быть). Но кроме этого, миссия пастыря заключается в том, чтобы теория, которую он преподает с кафедры, стала практикой в жизни людей. Знания должны трансформироваться в реальность. Прежде всего, в жизни самого пастыря! А это нелегкий труд. Постоянный, кропотливый. И его нельзя описать в двух словах, потому что все люди разные, а значит, и служить им надо по-разному. Научить своих прихожан, членов церкви практически применять духовные истины – вот в чем заключается служении пастыря.»
Привел еще вдогонку мнение Уильяма МакДональда — пост появится после модерации, текст превысил норму сайта.
Евангелисты — это те, кто проповедует Благую Весть спасения. От Бога они получили все необходимое, чтобы помочь погибшим прийти к Христу.
Благодаря особым способностям, они в состоянии поставить диагноз о состоянии грешника, прозондировать совесть, ответить на возражения, помочь сделать решительный шаг и обрести уверенность в спасении. Евангелист должен выйти из поместной церкви, проповедовать миру, а потом привести новообращенных в поместную церковь, где они получат питание и поддержку.
Пастыри — это те, кого Христос поставил быть младшими пастухами овец, кормить их и направлять. Их служение — служение мудрого совета, исправления, ободрения и утешения.
Работа пастыря тесно связана с работой пресвитеров в поместной церкви; существенное различие заключается в том, что пастырство — это дар, тогда как пресвитер — должность. НЗ упоминает, что в одной поместной церкви было несколько пасторов (Деян. 20,17.28; 1 Пет. 5,1-2), а не один пастор или старший пресвитер.
Учителя — это люди, получившие от Бога способность объяснять слова Библии, толковать их значение и доносить его до сердец и совести святых.
В то время как евангелист может построить свою проповедь Евангелия на стихе вне его контекста, учитель стремится показать, как стих вписывается в этот контекст.
Поскольку в этом стихе между пастырями и учителями существует связь, многие считают, что здесь имеется в виду лишь один дар, «пастырь-учитель».
Но вряд ли это так. Можно быть учителем и не иметь сердце пастыря. Пастырь, в свою очередь, может использовать Слово, не обладая даром учителя.
Это фрагмент толкования Уильяма МакДональда на Послание к Ефесянам 4гл. [http://www.bible.by/mcdonald-new-testament/read-com/56/04/]
Еще одно наблюдение о понятии «епископ», в том, что оно ближе к современному понятию «пастор» в смысле духовного руководителя церкви, чем понятие «пресвитер».1Тим.3:1-7 «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» — а вот быть «старейшиной» (пресвитером) вряд ли можно желать. «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» — тоже не подходит к понятию «старейшина».
Резюме этого и ранееприведенного наблюдений: в поместной церкви при нескольких пресвитерах логично избирать одного епископа, но понятно, с полномочиями и на срок, не ведущей к авторитарности Диотрефов.