У одного верующего спрашивают: «В чём смысл вашей жизни»? Он отвечает: «Как в чём? Солить людям»!
Екклесиаст, в своё время выразил, наверное, для всех людей приемлемое определение бессмысленности жизни.
«И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем, ибо все — суета и томление духа» Екклисиаст 2:17;
Это, если можно так сказать, общечеловеческое уныние. «Если нет Бога, тогда всё дозволено» — зеркальное отражение. И я вне Бога – несмысленная тварь, бессмысленно существую. Именно поэтому в ответ на вопрос, что есть жизнь, ответ: «Это особая форма существования материи».
Однако, человек есть существо духовное. Бог есть Дух! Вне Бога человек не имеет в себе самом духовных основ. Он обречён на существование, как биологический продукт, как элемент биологического процесса.
Причём при всех попытках в этот процесс внести нечто высокое, что можно назвать смыслом, неизбежно приводит к убеждению. Смысла нет. Смерть лишает смысла любое возвышенное устремление. Об этом Дарвин, основоположник теории эволюции говорил в своё время. «Одна только мысль о том, что в результате всеобщего прогресса человека ожидает смерть, делает жизнь невыносимой».
Мне это знакомо. Точно как и Екклесиаст носишь в себе эту опустошительную мысль: «суета и томление духа. Всё суета»!
Я не могу производить смысл. Я появился в этот мир без своего на то волеизъявления. Мои дни определены не мною. Время моего появления на свет не в моей власти. Время ухода из этого мира также не в моей власти. У меня нет никаких возможностей самому производить смысл. Если по-честному, в этой стадии возникает два исхода. Обречённо согласиться: Всё суета! «Блаженна жизнь, пока живешь без дум». Софокл
Но Екклесиаст, однако, делает заключение неожиданное: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека»; Еккл.12:13;
Кажется вот и выход. Вот и смысл! Однако не всё так просто! Приходится начать поиск того, Кто управляет временем, и кто является Хозяином жизни? Но, когда находим, понимаем, что исполнить заповеди не в силах!
Зачем?
Господь, Господь, внемли, я плачу, я тоскую,
Тебе молюсь в вечерней мгле.
Зачем Ты даровал мне душу неземную —
И приковал меня к земле?
Я говорю с Тобой сквозь тьму тысячелетий,
Я говорю Тебе, Творец,
Что мы обмануты, мы плачем, точно дети,
И ищем: где же наш Отец?
Когда б хоть миг один звучал Твой голос внятно,
Я был бы рад сиянью дня,
Но жизнь, любовь, и смерть — все страшно, непонятно,
Все неизбежно для меня.
Велик Ты, Господи, но мир Твой неприветен,
Как все великое, он нем,
И тысячи веков напрасен, безответен
Мой скорбный крик «Зачем, зачем?..»
Константин Бальмонт
В этом стихотворении отражена всеобщая тоска и безнадёжность, обречённость человека на бессмысленность блужданий. Я думаю, что слова Бальмонта созвучны с душевными исканиями каждого. Но если человеку не под силу открыть завесу смысла, то Бог сам открывает её Иисусом Христом! Потому что с приходом в мир Иисуса Христа, голос Божий звучит внятно. Так, по крайней мере, он прозвучал ко мне.
Властно, уверенно, утвердительно говорит Иисус Христос: «Приблизилось Царство Небесное». Матф. 4:17; Показав сущность жизни без веры, как зависимость от материальных вещественных начал, Иисус говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Матф.6:33; — внося великий порядок в жизнь человека, открывая перед ним высокий смысл искания вечного Царства Божьего!
«Царство Божье внутрь вас есть». Вот первый шаг на пути восстановления себя как личности, одухотворённой, исполненной высоким Божественным порядком. И проповедь святого апостола Павла в Афинах ещё более конкретизирует это откровение: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Деян.17:26-28;
У Бердяева есть, как мне кажется, сильное определение смысла, который он показывает как тайну, задачу вселенского масштаба, открытую нам в Евангелии.
«Вся история наполнена исканием Царства Божьего. Искание это есть сокровенная душа истории. Все цели истории относительны по сравнению с этой абсолютной целью, все цели превращаются лишь в средство. Самая история по сокровенному своему смыслу есть лишь движение к Царству Божьему! Царство Божье – цель истории, выход за пределы истории».
Привожу эти слова Бердяева, потому что они очень точно выражают сущностные категории метаний человеческой семьи. Различные цивилизации сменяли одна другую. Философские школы возникали как откровение и исчезали, как бессмысленные попытки найти смысл там, где его не было. Религиозное многообразие лишь подчёркивает потерю смысла человеческой семьёй.
Царство Божье по Бердяеву включает в себя как откровение Божье, данное нам в явлении Иисуса Христа, который явил нам Бога Отца и Царство Его, так и удовлетворение человеческого сердца в этом явлении. Совершилась тайна.
Иисус Христос, Сын Бога Живого, явил человеку Бога Отца. Тупик земного бытия, раскрылся открытой дверью, ведущей в Царство Божье! «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Иоан.10:9;
Тьма блужданий, озарилась светом немеркнущим: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Иоан. 8:12;
Все эти размышления ведут меня к словам апостола Павла. Как бы отвечая на ваш вопрос, он говорит: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть – приобретение». Фил.1:21;
Если позволите, и не сочтёте это дерзостью, то я словами святого апостола Павла отвечу: Смысл жизни для меня Христос!
«Смысл – генеральная линия жизни, определяющая цель».
«Смысл – содержание жизни и одновременно стремление к высшей цели».
Итак, если для меня смысл – Христос, тогда цель жизни обретает ясное определение. Опять хочу сказать словами апостола Павла: «Достигнуть воскресения мёртвых! … стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». Фил.3:14;
Высокий слог иногда просто обескураживает. Захватывает дух от одной мысли о такой перспективе. Думаю, что безрадостное христианство, бесплодное христианство, возможно на том и покоится, что человек не в силах принять дар Божьей благодати, жизнь вечную! Тогда вера как неверие. Тогда уныние и пораженческое настроение. Не напрасно апостол Павел изумляется от беспечности некоторых людей: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все». Фил.3:18-21;
Жизнь вечная, открытая мне в Писании, как Дар Божьей любви, стала и смыслом жизни и целью жизни. Цепь мельчайших деталей в каждодневной суете наполнились великим смыслом, ибо выстроились в святой путь к совершенству. Горести и радости бытия стали важнейшими элементами созидания себя, очищения себя, познания себя. «Сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» 1Пет.2:5;
В этой цепи забота о жене. Брак в таком понимании не просто удовлетворение запросов и комфорт, «двоим, лучше, нежели одному». Брак как исполнение воли Божьей, созидание Царства Божьего в союзе с женой. В этой цепи совместная с женой забота о детях. Не просто дать образование, защитить от зла, сберечь здоровье. Но создать семью Царства Божьего. В сердца детей вложить Учение Господне. Вместе с детьми строить Царство Божье!
В этой цепи труд. Не только ради пропитания, но делать дело, к которому призван, делать его «как для Господа»! Печь хлеб, строить дом, водить автобус для перевозки людей, любая работа есть созидательный путь в Царство Небесное!
Страдания, неизбежный спутник всякого путешественника в небесную страну обретают высокий смысл при виде цели – войти в Небесный город воротами!
Как восторженно говорит об этом святой апостол Иоанн: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Иоан.3:2;
Моя цель достичь подобия, увидеть Его как Он есть, и быть с Ним в обителях Рая!