«Тогда отверз им ум к уразумению Писаний И сказал им: так написано и так надлежало Пострадать Христу и воскреснуть из мёртвых В третий день, и проповедану быть во имя Его Покаянию и прощению грехов во всех народах Начиная с Иерусалима; Вы же свидетели сему». Луки 24: 45 -48.
Помню, в юности, в студенческие годы я жил на квартире у пожилой семейной пары. Вместе с ними жил их дальний родственник, он и работал вместе с хозяином грузчиком на одном из предприятий. Как-то, придя домой, я застал его держащим в руках листок бумаги и читающим. Что-то необычное было в его попытках проникнуть в смысл знаков там начертанных, и я предложил ему свою помощь. Он протянул мне листок, и я прочитал обращённую к нему просьбу хозяйки. Не помню сути написанного, но я понял, а он не скрыл, что читать он не умеет.
Отверз им ум к уразумению Писаний….
Христос стоял перед учениками, а они в смущении и страхе раздумывали, что это за дух явился им. Они не могли вспомнить слов Христа о грядущем воскресении. Они не могли совместить привычное представление о смерти, как о кончине всего, безвозвратном уходе в никуда, и стоявшего перед ними Учителя.
Он открыл им ум…
Как многие сегодня похожи на того молодого человека, когда всматриваясь в страницы Святого Писания, они остаются в страхе и недоумении, не могут понять и не могут принять написанного.
Век 20 и за ним 21 гордятся и не без основания достижениями человеческой мудрости. Освоен космос, расшифровали геном человека, кибернетика пришла в каждый дом в виде компьютера, Интернета и мобильного телефона. Можно добавить к этим достижениям и другие, например оружие массового уничтожения, в виде атомных бомб, химического, бактериологического оружия. Но человек как 1000 лет назад, так и сегодня всматривается в глубины космоса, и прислушивается к звукам его, в сущности, остаётся тем же парнем, который держит в руках записку и не может понять смысл в ней написанного. Мы уже расшифровали закорючки букв, некоторые мы можем писать сами и, кажется, придумали новые, но смысл написанного всё ещё закрыт для человека.
«Жизнь моя остановилась. Я мог дышать, есть, спать и не мог не дышать, не есть, не пить, не спать; но жизни не было, потому что не было таких желаний, удовлетворение которых я находил бы разумным. Если я желал чего, то я вперед знал, что, удовлетворю или не удовлетворю мое желание, из этого ничего не выйдет. Если бы пришла волшебница и предложила мне исполнить мои желания, я бы не знал, что сказать. Если есть у меня не желания, но привычки желаний прежних, в пьяные минуты, то я в трезвые минуты знаю, что это обман, что нечего желать. Даже узнать истину я не мог желать, потому что я догадывался, в чем она состояла. Истина была то, что жизнь есть бессмыслица.
Я как будто жил-жил, шел-шел и пришел к пропасти и ясно увидал, что впереди ничего нет, кроме погибели. И остановиться нельзя, и назад нельзя, и закрыть глаза нельзя, чтобы не видать, что ничего нет впереди, кроме обмана, жизни и счастья, и настоящих страданий, и настоящей смерти — полного уничтожения».
Толстой Л.Н. Исповедь.
Под этой исповедью я подписываюсь и уверен, подпишется каждый. Но что-то теплится в душе, ведь где – то есть выход, не может не быть…
Христос открыл ум к уразумению Писаний…
Если Христос открыл ум тем ребятам, может ли Он открыть наш ум? В евангелии от Иоанна, (5 глава) есть небольшой рассказ, где молодые люди, разумные и даже религиозные беседуют с Иисусом. Разговор возник после того, как Иисус исцелил человека парализованного, бывшего в болезни 38 лет. Эти люди вместо благодарности стали придирчиво исследовать кто это такой, почему он исцелил парализованного, тем более, что Он сделал это в субботу. Они даже хотели убить его, но Он стал объяснять им, что его Отец, Бог неба и земли есть властелин и субботы. Разговор завязался вокруг персоны Иисуса, кто Он такой, кто дал ему право делать в субботу дела, когда положено быть в покое, и тогда Иисус сказал:
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Иоанн. 5: 39
Интересное заключение.
«Вы не хотите придти ко Мне»!
Хотим ли мы придти к Нему, чтобы иметь жизнь? Хотим ли мы иметь жизнь? Кстати, интересно. Если мы согласны с Толстым, жизнь бессмысленна, и вопрос без ответа, тогда почему действительно не идём к Иисусу, который воскрес из мёртвых? Почему предпочитаем жить с закрытым умом?
Думаю, что если бы Он сказал, что «вы не хотите иметь жизнь», они бы возмутились и запротестовали. Я бы по крайней мере возразил, как наверное и вы, ведь мы живём, трудимся, воспитываем детей, хотим сделать жизнь ещё лучше, и вдруг « …не хотите иметь жизнь». Но Иисус сказал: « …вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь». В десятой главе евангелия от Иоанна Иисус вновь говорит: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком».
В чём разница, между; жить, и иметь жизнь? Есть ли разница? Мы живём, т.е. существуем. Толстой определил этот процесс как бессмыслица. Иметь жизнь – обладать тайной жизни. Познать смысл жизни. Без Христа ни то, ни другое не доступно нам. Христос только что показал, что Он возвращает здоровье, Он имеет власть прощать грехи, Он Сын Бога, и Он знает ответы на вопросы, которые мы не можем разрешить. Он имеет власть над жизнью и смертью, а ведь именно это ключевой вопрос для всех нас, не так ли? Если мы не хотим прийти к Нему, в порядке ли наш ум?
Но вы не хотите придти ко Мне…
Я могу подтвердить, что дело именно так и обстоит. Иисус действительно имеет власть, и Он действительно открывает ум для постижения тайны Писания. Тогда получается, что мы действительно не хотим прийти к Нему. Но возможно ли нам жителям 21 века прийти к Нему? Те парни имели преимущество перед нами. Оно в том, что Сам Иисус воскресший, которого они знали до его смерти, погребение его они видели, стоял перед ними живой. Но они также как и мы, были в недоумении, ибо смерть не отпускает свои жертвы в отпуск. Мы не видели живого Иисуса, и не видели Его воскресшего, но мы хотим иметь жизнь не как жертву смерти, а как победу над смертью, как отсутствие смерти. Воскресение Христа свидетельствует именно о такой жизни. Праздник Пасхи, праздник Воскресения, есть праздник Жизни побеждающей! В открытом Писании мы познаём о том, что человек страдает, в сущности, от потерянности, он под проклятием за грех. Его существование есть «бессмыслица». И собственно смерть есть возмездие за грех. Бессмысленный итог бессмысленного существования. Интересно, что открыв ум к уразумению Писания, Он добавил, что суть Евангелия в том, что человеку предложена возможность получить прощение грехов через покаяние пред Богом, ибо за все грехи влекущие за собою смерть, Бог отдал своего Сына в жертву…
«Так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мёртвых в третий день».
В послании к Коринфянам апостол Павел пишет:
«Напоминаю вам братия Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию…» 1 Кор. 15: 1-4.
Смерть и воскресение Христа предстаёт перед нами как определённое Богом принесение искупительной жертвы за грехи человека, за наши с вами грехи. Ещё раз остановим своё внимание на словах Павла:
«…Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь…»
Стоит перечитать исповедь Толстого, чтобы вместе с ним пережить его отчаяние и прочувствовать никчёмность жизни, фактически признание полного жизненного банкротства.
И вот в Евангелии, т.е. слове о воскресшем Христе, говориться нам, мы можем обрести спасение. Попробуйте ещё раз поразмышлять о спасении, предложенном в Евангелие Иисуса Христа. Я думаю, что мы чувствуем правду в Евангелии, но не знаем её. Между тем, Писание вновь и вновь призывает нас к совершенствованию ума, к обновлению ума, к дисциплине ума, чтобы нам обрести способность понимать откровение Бога. Обычно веру в Бога представляют, как жизнь людей не способных познавать мир и не умеющих пользоваться благами, предложенными секулярным миром. Сказать проще, вера в Бога есть удел людей, с ограниченным умом. Я же напротив, вижу в Евангелии предложение откровения такого уровня, который требует особого состояния ума, особой чистоты ума, особой напряжённости, способности разуметь невидимое, вечное. Я понимаю, что пытливый ум человека старается найти ответ на вопрос «Кто я есть? Откуда я? Зачем я живу?» в научных лабораториях. Признаемся честно. Ответа нет! Ум закрыт. Добрались уже до кварков. Уже и бозон Хиггса обнаружили. Избороздили Вселенную. Всё измерили, всё взвесили. Слушаем ультразвук. Видим в темноте. Но ответа на главный вопрос так и нет.
Духовный мир реален. Все признают. Однако ума плоти недостаточно для познания духовного мира. Нужен ум Христов. 1Кор. 2:16.
Христос открыл ум учеников к разумению Писания. И они перевернули мир. Без войн, без революций. Более того, будучи гонимыми, арестованными и казнёнными, они и доныне самые влиятельные люди. Даже самые оголтелые атеисты, лишь подтверждают реальность духовного мира, познать который без Христа невозможно. И что меня радует, и я хочу поделиться с вами этим, Христос, исполнил обещание и послал Духа Святого, который передал силу открывающую ум к познанию Евангелия своей Церкви, апостолам, ученикам апостолов и всем верным детям Своим. Уже в первом веке ученики апостолов имели эту потрясающую способность. Вот пример.
Один министр из Эфиопии читал Библию и признался, что ничего не понимает. Филипп, диакон церкви Иерусалима, подсел к нему на колесницу. «Разумеешь ли что читаешь?» Послушайте его ответ. «Как могу разуметь, если кто не наставит меня». Чаще всего в таких случаях, мы просто откладываем книгу. Непонятно. Неинтересно. И незаметно шаг за шагом понижаем свой ценностный уровень. Удовлетворяясь понятным. Еда. Одежда. Развлечение. Отчаяние. И тогда тоска, и боль, как у Толстого.
Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь».
Религиозный в сущности человек не понимал писания, и не имел спасения, не знал того, кому поклонялся.
Приняв Христа «продолжал путь, радуясь»…Открылся ум. Уразумел! Понял Евангелие. Радость! Так не достаёт радости! Так просто он получил радость! Божье откровение в Библии ведёт нас к центру всего Писания – Иисусу Христу. Воскресший Христос не предстал евнуху лично, но в Писании открыл Себя и дал спасение и радость. Тоже, в сущности, «открыл ум к разумению». Вся церковь Христова в её двухтысячелетней истории свидетельствует о воскресение Иисуса Христа. История человека, как её открывает Писание, не есть случайность, но есть часть деяний Бога, Творца Вселенной и истории самого человека. В Пасхальное празднество мы привычно приветствуем друг друга: Христос воскрес! Воистину Воскрес!
Событие, являющееся центром судьбы человечества достойно того, чтобы мы вникли в суть явления, и если произносим слова: «Воистину Воскрес!», то давайте остановимся перед воскресшим на несколько мгновений. Если Христос воскрес, тогда смерть не небытие, смерть не последнее пристанище человека. Надо признаться, что человек никогда не смирялся перед этой страшной реальностью смерти, как неодолимой и «естественной» кончиной всего. Эти поиски жизни не только в фольклоре всех народов, в религиях всей земли, но эти же поиски и в изысканиях атеистических умов, в фантастических идеях построения рая на земле, или « и на Марсе будут яблони цвести». Яблони не зацвели на Марсе, рай на земле не построен. Как и две тысячи лет назад мы нуждаемся, чтобы кто-то открыл нам ум к уразумению Писаний.
Апостол Павел пишет верующим Коринфа:
«… Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» 1 Кор. 15: 20 -26.
Читали ли Вы что – либо подобное в научных работах? Как просто и ясно разрешается извечный вопрос о будущем. Бог, положивший начало человеческой истории, триумфально завершает её в назначенное время. Какова ваша личная судьба в этом процессе?
« Во Христе все оживут».
Что означает это «во Христе»?
«Когда мы думаем о Христе – как дивно думать, что в истории нашего мира, нашей земли был какой-то тридцатитрехлетний период, когда один человек в совершенной, незапятнанной чистоте мысли, чувства, плоти жил, как свидетельство того, чем может быть человек, как он может быть свят и прекрасен – так, что может вместить, как говорит Священное Писание, всю полноту Божества телесно (Кол.2,9). И наше призвание – не только быть Христовыми, но так сродниться с Ним, так с Ним быть едиными, чтобы всякий человек, встречаясь с нами, встретил бы Христа».
Сурожский. Антоний Беседы о вере и Церкви.
Открытый ум обретает способность увидеть невидимое. Открытый ум делает нас способными освободиться от власти распадающейся плоти, и родиться свыше. Родиться от Бога Духа Святого и Его животворного Слова. Соединиться с воскресшим, сродниться с Богом, стать с Ним одно, чтобы умерев для себя греховного и смертного, воскреснуть в Нём, и жить с Ним и в Нём и для Него… Соединиться, чтобы исполниться Его полнотою, Его жизнью. Соединиться, чтобы жить вечно!
Христос Воскрес! Воистину воскрес.