Вопрос: Кто такие христиане-либералы?
Ответ: Фамилии назвать? В наше время это небезопасно. Заклюют. Не отмоются ребята. Наш российский сталинизм проник во все поры общества, политики и религии. Так вот распространённое представление заключается в том, что либерал это почти безбожник. Но применяют этот термин очень неаккуратно. В любой социальной группе, и религиозной в том числе, этим клише маркируют своих оппонентов, даже не вдаваясь в содержание. Тут, как говорил великий поэт, «смешались в кучу кони, люди…».
Либерализм — от лат. liberalis — свободный. Либерал – последователь либерализма.
Вот определение Большой Советской Энциклопедии. Либерализм, — буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. Либерализм — система взглядов, согласно которым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности (ибо общее благо якобы стихийно складывается в результате осуществления индивидами их личных целей).
Понятно, что такое определение страдает идеологическим противостоянием советской политэкономии, исповедующей диктатуру пролетариата, и идеологии свободы, т.е. либерализма, практикуемого на Западе. Но я привёл это определение, чтобы напомнить, где коренится наша общенациональная боязнь свободы, боязнь либерализма.
Вот современная трактовка либерализма, освобождённая от идеологии. Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.
Трактовка вполне понятна, но не усвоена доныне в нашем обществе. Право личности, право частной собственности, право на жизнь, задекларированы, даже в конституции, но не стали основополагающими правами в общественном сознании. Права организации, тем более право государства, несравненно выше права личности, в сознании общества, даже среди религиозных людей. Свобода личности, в этом ряду свобода совести, как основополагающая свобода так же не является общепризнанным правом личности. Мы видим неоднократные попытки государства регулировать религиозную свободу. Вмешательство в дела веры, попытки ограничения свободы совести, регламентация религиозного выбора, всё это метастазы диктаторского способа управления. И это, несмотря на то, что Россия подписала всеобщую декларацию прав человека.
Однако вы спрашиваете о христианском либерализме. Я намеренно дал некоторое отступление в определении понятия, дабы показать, что из политэкономии, либерализм перекочевал в иные сферы жизни, в том числе в религию вообще и в христианство в частности. Как бы там ни было, либерал в сознании большинства россиян воспринимается как ругательное слово, как враждебная христианству идеология.
Вот как, например, пишет архимандрит Рафаил: «Слово «либерализм» означает свободу. Это особая демоническая свобода убивать свой дух, извращать силы души и осквернять тело, это свобода от стыда, как от предрассудка, это свобода издеваться над тем, что свято для человека, это свобода бешеного пса, который бросается на своего хозяина. Уже в античное время либерализм пошел по двум путям, внешне не похожим друг на друга, но имеющим одну цель: освободить человека от Бога. Первый путь – цинизм, второй – эстетизм. Цинизм это разрушение всех нравственных устоев и традиций, превращение человека в грязное животное, ожесточенная борьба против собственного духа, опрокинутая лестница дарвинизма, где человек эволюционирует в обезьяну. Его девиз: «Свобода – в бесстыдстве».
Здесь как мы можем заметить вольное использование термина. Ни в античности, ни в гораздо более поздние времена, права и свободы человека не занимали должного положения в умах и тем более трудах и практиках тогдашнего общества. Но и в поздние века, либерализм никогда не означал и не проповедовал вседозволенность и распущенность. Права и свободы личности, основанные на достоинстве личности – это осознание ценности человека, как Божьего творения, как образа Божьего. Что бы ни говорили приверженцы монархического сознания, именно либерализм стал локомотивом развития цивилизации, достигнувши тех высот, к которым мы в России стремимся.
Рискну возбудить гнев среди немалой части христиан, считающих себя консерваторами. Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. Это умное определение, бытовой же консерватизм зачастую ни доктрин ни традиционных ценностей не знает.
Риск в том, что я назову главным приверженцем либерализма, даже основоположником христианского либерализма Иисуса Христа. Это ОН сказал слова, потрясшие и возмутившие фарисеев: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными». Свободными, т.е. либералами. В отличие от политиков, Иисус Христос говорил о свободе от греха. Мы, современные христиане, свободу предложенную Христом в познании истины, чаще всего отвергаем в страхе, и, упразднив десять заповедей закона Моисеева, данного Богом, утверждаем сотни своих, самодельных, превращая христианство в рабство новым самозваным папам и патриархам. Например, апостол Павел пишет, заметим, что Павел фарисей из фарисеев, законник по происхождению: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» — что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти». Кол.2:20-23; И сегодня мы, в двадцать первом веке, предпочитаем диктатуру закона, окрик надсмотрщика, свободе во Христе. И сегодня, мы христиане, боясь свободы, не стыдимся извращать дар Божьей благодати, свободу во Христе, и, не доверяя Господу, господствуем над наследием Божьим.
Однако Священное Писание открывает перспективы выше и славнее, чем можем мы представить в слове свобода. Как вам такое откровение: «Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия». 1Кор.11:7; Или вот: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем». 1Иоан.3:2; А вот ещё: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Рим.8:15; Конечно, это не либерализм, в том понимании, в котором он пришёл к нам в современной трактовке. Но это христианство, настоящее, свободное от предрассудков, от страхов, от греха и смерти.
Поскольку извращённый ум грешников всякое даяние доброе превращает в повод к распутству, о чём святой апостол Павел предупреждал, мы никаким словом не можем воспользоваться безоговорочно. Изначально «христианин – либерал» синонимы. Всё мне позволительно! Но ничто не должно обладать мною. Какая высота! Это свобода во Христе.
Когда же свобода стала поводом к угождению плоти, потребовалось разъяснение, что такое свобода, как можно ей пользоваться, и как она же может оказаться сетью.
Считаю важным отметить, что в разнообразном наборе значений либерализма, существует понятие «либеральное богословие». В основе его так же лежит свобода. Одна из ключевых позиций либерального богословия – непризнание богодухновенности Священного Писания. Отрицание сверхъестественных явлений и чудес, имеющих место в Библии. Отрицание ангелов и бесов. Отрицание событий описанных в апокалипсисе. Научная критика Писания. Попытка согласовать священное Писание с современными научными знаниями.
Именно либеральное богословие стало началом отступления в христианстве, которое упразднило авторитет Слова Божьего. Либеральное богословие привело к потере веры в Писание, затем к потере веры в Бога, и к опустошению церквей. Христианство без Христа — безжизненное христианство.
Христианин – ученик Иисуса Христа. Нам евангельским христианам баптистам как людям Библии, чрезвычайно важно именно так позиционировать себя. Я ученик Иисуса Христа.
Сипко Ю.