Eвангельские проповеди

Евангельские Проповеди и статьи Юрия Кирилловича Сипко

  • RSS
фото Сипко Юрий Кириллович и его семья

 …   для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? 1Кор.10:29;

 Намедни  был   опубликован доклад о состоянии свободы совести в России. Среди прочего в нём утверждается: «Реализация свободы совести в современной России находится в глубочайшем системном кризисе.  Имеют место многочисленные нарушения свободы вероисповедания, рост ксенофобии, дискриминации по мотивам религии или убеждений».

   Это сладкое слово свобода! Оно и манит, и пугает. Говорят, что на могиле Мартина Лютера Кинга, пастора баптистской церкви   борца за права чёрных в Америке, убитого за свою активную позицию,  есть надпись: «Свободен! Наконец свободен»!

  С некоторых пор, права и свободы человека в мире стали самой  актуальной ценностью. И хоть, уверен, сей факт вызовет неоднозначную реакцию, но не могу его не отметить. Баптист, Джимми Картер поднял на щит этот вопрос, будучи Президентом Соединённых Шатов. Свобода совести, как базовая свобода личности, тема в нашем обществе почти запретная. И, как ни странно, и даже как ни горько, свобода совести не является актуальной темой протестантского мира. Однако вера евангельская может быть выражена одним словом.  СВОБОДА.   Свобода от власти греха. Свобода от страха смерти. Свобода от власти закона.  Свобода от святого престола, то бишь Рима.

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу».  Лук.4:18;

 Свобода личности предполагает зрелость человека. Способность принимать решения. Брать на себя ответственность. Способность критически оценивать весь спектр мировоззрений, практик духовных, религиозных, социальных. Свободный человек не нуждается в няньке. Свободным человеком невозможно манипулировать.  Свободного человека не склонишь к поступку против его совести. Не заставишь клеветать на ближнего.

«Свободен тот, кто может не лгать» — Альберт Камю.  Как просто, а вот попробуй не лгать.

Политическим структурам свободный человек может оказаться излишним. Обществу, где ложь основа всей жизнедеятельности свободный человек опасен.

Но Бог послал  в мир Спасителя Иисуса Христа, который пришёл, чтобы дать свободу. «Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Рим.8:2;  Господь послал в мир Духа Своего, Духа освобождения. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода». 2Кор.3:17;

  Если это так, то мы, будучи соработниками у Бога, призваны содействовать тому, чтобы свобода стала достоянием всякого человека. Иногда, правда,  кажется, что мы боимся свободы и почитаем свободу за обольщение.  Как же дело обстоит у нас на самом деле?

  Баптисты более ста лет назад заявили о своих принципиальных позициях в исповедании евангельской веры.

Первый принцип утверждает: «Священное Писание — наше единственное правило и руководство во всех делах и вопросах веры и жизни».  Он фигурирует довольно часто. Будучи фундаментом всего нашего упования, он служит, по крайней мере, должен служить,  обоснованием и последующим принципам. Он в точности совпадет с принципом Реформации «Только Писание».

 В статье «Он и по смерти говорит ещё», я ссылался на первый принцип, выражая, кстати, сомнения по поводу нашей верности этому заявлению. Делал это намеренно, желая вызвать добрый братский разговор. Считаю его необходимым для всех, старых и молодых, традиционных и консервативных, автономных и объединённых.

 Второй принцип веры Евангельских христиан баптистов гласит: «Абсолютная свобода совести для всех». Я восхищаюсь мужеством братьев,  которые более ста лет назад не только высказались так смело и определённо, но и записали это.  Тогда  наши отцы через страдания, тюрьмы, ссылки, лишения добивались права веровать в Бога, так как им велит совесть, они обосновывали свои претензии Словом Божьим.  Принцип свободы совести в те годы утверждал, что власть не имеет права насильно принуждать к той или иной вере. Также существующие религиозные организации не имеют права принуждать людей к обращению в ту или иную веру.

 Винс, автор известной работы «Наши баптистские принципы»,  говорит следующее: «Поэтому мы возвышаем свой голос против всех церквей и исповеданий, которые вопреки ясному Слову Божию, число своих последователей умножают чрез крещение младенцев, предают проклятию инакомыслящих и прибегают к репрессивным и насильственным мерам для убеждения своих противников в своей правоте». Можно с уверенностью сказать, что свобода совести завоёвана нашими отцами в страданиях,  немалым числом жертв, при  поддержке всего христианского мира, ныне вновь подвергается опасному давлению. В разных концах России я встречаю моих братьев, которые с недоумением свидетельствуют.  В школах  их детей убеждают, что они все православные и обучают основам православной культуры.  Пропаганда государственных средств массовой информации уже не заморачивается дискуссией о религиозном выборе. Насаждается единое православное религиозное сознание, как выбор без выбора для всех Россиян. Мы православные —  таким образом становиться  не результатом сознательного выбора, но фактом рождения в России. Опасное пренебрежение свободным выбором гражданина. Мы молчим.

  Социальная позиция протестантских церквей России, принятая в 2003 году,   утверждает следующее:

«В основе миссии церквей лежит твердое убеждение в том, что свобода совести должна быть гарантирована всем людям. Свобода совести включает в себя и свободу вероисповедания, т.е. право быть верующим или неверующим, выбирать или менять свою веру»

. Раскрывая сущность данного тезиса, разработчики концепции говорят: «Христианам следует с помощью законных средств защищать эти права и бороться за освобождение людей от всякого рода притеснения и порабощения. В этом заключается суть библейских заповедей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39) и «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7:12). Мы верим, что свобода мысли, совести и религии является основным и неотъемлемым правом человека».

 Информационные агентства регулярно сообщают о притеснениях христиан, как в России, так и за рубежом.  Нужна ли наша солидарная поддержка страдающим братьям нашим и сёстрам? Уверен. Нужна!  Готовы ли мы возвышать свой голос в защиту людей, лишённых права веровать и жить по совести?  А в ответ тишина….

  Я начал размышления свои с упоминания о докладе Института свободы совести. Российская действительность нам известна и  без докладов. У меня иногда складывается такое впечатление, что поскольку права на жизнь по совести лишают не нас, не наших, то и поделом. Пусть их гонят, может быть некоторые  к нам придут!?  Известны случаи, когда баптисты подписывали обращения к власти,  против сектантов, которым «не место в нашем городе».  Мне неизвестны факты активной верности заявленному принципу,  «возвышать голос против тех, кто,  предают проклятию инакомыслящих и прибегают к репрессивным и насильственным мерам для убеждения своих противников в своей правоте».  Тут надо оговориться, и сказать, что МСЦ ЕХБ через отдел «Служение заступничества»  демонстрирует солидарность со страдающими братьями. Пусть это только за своих единоверцев, но это достойная позиция.

 У меня  возникает вопрос. Если я молчу, когда моя совесть требует возвысить голос в защиту страдающего человека,  гонимого за убеждения свои, свободна ли моя совесть?  Не потому ли мы активность, направили на критику своих, разоблачая в тех и других уклонения от «истины» в том или ином.  Или мы просто не умеем уважать свободу совести своего ближнего.

 Нередко уходит сон от меня, когда гляжу я на братство евангельское. «Братство любите»! – любимое мною слово Евангелия. Нельзя без любви вставать на защиту гонимого, на очищение оклеветанного, на заступничество терпящего преследования.   Немалое число служителей увлеклись в своё время  поиском предателей в своих рядах. Наветы врагов Евангелия приняли за правду. Перестали доверять своим. Клевету чекистов,  принимая на веру, допустили  разрушение братства.

Сегодня в  сферу межцерковных и межхристианских отношений запустили столько псевдобогословских формул, что  молитва Иисуса о единстве уже представляется ересью.  Я убеждён, что исповедуя принцип «свободы совести для всех», мы должны проявлять христианскую солидарность со всеми страдающими за веру в  мире. Мысль моя состоит в том, что исходя из принципа свободы совести для всех, я  свои отношения строю не на поиске ошибок, не на поиске искажений, но прежде всего на уважении. Я уважаю человека. Я признаю его право веровать так, как он верует. И только уважая и признавая его право, я могу вступать с ним в диалог.

 Но давайте  посмотрим, как  со свободой совести дело обстоит у нас. Насколько мы баптисты готовы признавать право на свободу совести, внутри  церкви ЕХБ?  Например, Писание говорит:  « Братия, я не почитаю себя достигшим; а,  только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.  Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить».  Фил.3:13-16;

Тут ведь широкий пласт разномыслия. И не только разномыслия, но и правил житейских. Интересно, что такое толерантное отношение к разности духовного уровня, апостол относит к совершенству. Мы же, за совершенство принимаем способность ворчать  по поводу и без повода. Не замечая, что тем самым вторгаемся в область свободы брата или сестры.  Одни мужчины, например, носят головные уборы, вопреки словам Апостола Павла.  А женщинам, например, запрещают носить женские брюки. Говорят, что это мужская одежда.  А вот мужские сапоги женщины носят, и я не слышал, чтобы им где-то запрещали.  Мужчины носят золотые цепи, разные иные украшения, а женщинам запрещают. Относятся ли такие вещи к свободе совести? В этот ряд различий можно поставить и песни в молитвенных собраниях, участие женщин в Богослужениях,  использование различных музыкальных инструментов. Совершенно безобидные вещи иногда становятся определяющими, и разрушают отношения до вражды. На память приходит притча о встрече  двух христиан. Выясняя свои убеждения, они восхищались единством взглядов до тех пор, пока не обнаружилось, что у одного в церкви кафедра пластиковая, и тогда другой,  у которого кафедра деревянная,  в сердцах не сдержавшись,  предал анафеме своего брат: «еретики!

Например, у Винса в «разделе «практическое применение этого принципа»  сказано: «Мы не предписываем нашим членам правила веры, ибо мы знаем, что всякий рожденный от Бога (Иоан. 1:15) непременно исследует Священное Писание, «точно ли это так», как его учат (Иоан. 5:39; Деян. 17:11).

  Боюсь признаться самому себе, что у нас не так как говорит Я.Я. Винс. Век полуподпольного существования сформировал в нашей среде климат слежки, коллективного сознания, боязни свободы, так что и мысли о свободе представляются греховными. Вот история. Новообразованная  Церковь, по вероучению ЕХБ, желает быть в объединении, в братстве. Братский совет   обсуждает вопрос, о принятии церкви в объединение.  Комиссия создана. Проверили всё и вся. Вероучение то же. Богослужения такие же. Но песни поют другие. Не примем, решили братья.

 Но и в этом случае  у меня вопрос. Если мы утверждаем принцип абсолютной  свободы совести для всех, то где граница, той свободы. Ведь признание этого принципа, неизбежно ведёт к тому, что каждый верующий вправе самостоятельно определять для себя многие вопросы. И к чему мы в таком случае придём? – неизбежный и тревожный вопрос.  Свобода совести заставляет нас признать право личности, индивидуума на веру, на поступки, и на ответственность.  Право на духовное младенчество. Право на ошибки. Право не зрелость. Когда я вижу личность свободную, с достоинством от Бога живущую, я начинаю понимать слова апостола Павла.  «…По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя».  Фил.2:3;

За этим правом личности просматривается власть Бога. «Что тебе до того? Ты иди за Мною»!  «Кто ты, судящий чужого раба»? «Не судите ни о ком никак прежде времени»? «Каждый за себя даст отчёт»!  «Наблюдайте за собою»? «Да испытывает же себя человек». «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте».  Возникает смутное предчувствие, что и пастор ни к чему. Человек перед Богом.  Как Моисей. Слышишь.  «Я Господь! Бог твой»!

Мне даже показалось, что верное исповедание библейского принципа свободы совести для всех, может способствовать тому, что Бог будет признан Богом, как в жизни церкви, так и в жизни отдельного человека.

  Итак, второй принцип веры Евангельских христиан баптистов: «Абсолютная свобода совести для всех».  Или не для всех? Как думаете вы? Как поступаете вы?

    Ю.  Сипко. Раб ничего не стоящий.

5 комментариев

  1. Сергей:

    Да, Юрий Кириллович, все так и есть — не любим мы свободу, свою не всегда, а чужую тем более.

    Интересное совпадение, что вчера вечером, разбираясь с нашим баптистским вероисповеданием, забрел на хр.форум «Надежда людям», там в теме «Почему мы баптисты?» брат как раз вопрошает, сравнивая список Винса с позднейшим списком: а куда делась «свобода совести» (пункт 2)? Красиво заменили на проповедь Евангелия и свидетельство о Христе, но заменили…

  2. Сергей:

    В тему о свободе совести — в проповеди «Каким должно быть Баптизму в нашем веке» Виктор Гамм говорит: Баптизм должен быть прежде всего ЛИЧНОСТНЫМ…

  3. Ирина:

    Шалом! Ну, во-первых, я бы расширила первый принцип баптизма так:
    «Исповедание Бога Триединого — Отца и Сына и Святого Духа по Священному Писанию и пребывание в Слове Божьем — наше единственное правило для руководства во всех делах и вопросах веры и жизни.»
    Во-вторых, я бы не придавала в принципе свободы совести для всех статус оной — «Абсолютная», чтобы не делать из свободы совести идола — абсолюта, из-за которого нужно отказываться от евангелизации и обличения греха, согрешающих, т.е. не перечеркивала бы этим принципом с акцентом «абсолюта» первый главный принцип баптизма.
    Абсолютизм свободы совести точно не нужно доводить до абсурда пофигизма.

  4. Ю. Сипко:

    Шалом. Слово абсолютная безусловно гипербола. Уж коль она бывает и сожжённая, и порочная, то о свободе говорить не приходится. Но я думаю. что разработчики названных принципов желали показать право человека на мировоззренческий выбор. И это право выше государства, выше доминирующей религии, выше любого давления. Совесть моя неподсудна никому — можно так выразить это тезис. И похоже апостол Павел говорит: «для чего моей свободе быть судимой чужой совестью?

  5. Ирина:

    Шалом! Спасибо за ответ. В контексте приведенного Вами, Юрий Кириллович, стиха речь идет от отказе от употребления идоложертвенного, также и для того, чтобы не попадать под осуждение «чужой совестью».
    Совесть человека, по большому счету, неподсудна никому, кроме Абсолютно Суверенного Судьи, т.е. кроме Бога Триединого — Отца и Сына и Святого Духа, который не только судит, но и наказывает, и даже своих любимых детей (Евр.12:4-14).
    Да, и Господь наш Иисус Христос сказал: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоанна 7:24) и «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.»(Иоанна 12:48).
    И под последним днем понимается не только день Суда Божьего, но и Последнее время, в котором через провозглашение Слова Божьего с даром пророчествования («…ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» Откр.19:10) неверующий или незнающий воли Божьей, возрождения от Духа Святого и обличается, и судится исполненным Духом Божьим христианином с даром пророчествования (1Кор.14:24).
    Вообще-то, я считаю, что эти баптистские принципы нужно слегка подкорректировать, а то так на основании первого принципа в существующей редакции даже со свидетелями Иеговы (или иеговы — сущего в мире князя отца лжи?) можно начать объединяться, особенно если из единства сделать идола 🙂 .
    С любовью во Христе и надеждой на понимание, Ирина.

Вы можете прокомментировать статью, или задать вопрос.


 Максимальное количество символов